Визовый Кодекс 2010 года
Главная / Визовый Кодекс 2010 года /
С 5 апреля 2010 г. и по настоящее время действует Кодекс Сообщества о визах (Визовый кодекс),в котором сформулированы общие для стран-участниц Шенгенской зоны условия выдачи краткосрочных виз (до 90 дней пребывания). Настоящий Регламент является законодательным актом ЕС и предполагает единую унифицированную процедуру приема документов на оформление шенгенской визы, независимо от того, через Консульство какой страны она оформляется.В 2010 г. своим появлением Кодекс взбудоражил общественность, которая сразу не смогла дать точную оценку составляющей нового законодательства. На поверку же оказалось, что большей частью все его положения явились лишь законодательным закреплением принципов работы, которыми к тому времени уже руководствовалось большинство Консульств. Таким образом, помимо введения новых законных поправок и видоизменений некоторых требований в правилах визовой политики стран-членов Шенгенского соглашения, Кодекс сохранил и основные правила ЕС, систематизировав их или представив в более облегченном варианте.
Основные и наиболее важные положения Визового кодекса ЕС от 2010 г. для представителей туристических агентств и частных лиц заключаются в следующем:
-озвучены правила для определения государства, которое должно обрабатывать заявление на получение шенгенской визы (на срок не более трех месяцев);
- введен единыйбланк анкеты-заявления «ходатайствующего лица» на получение шенгенской визы. Анкета в полях для заполнения теперь имеет больше разъясняющей информации для заявителей, от чего на вид стала объемнее, но, однако, «обеднела» на 10 вопросов;
- уточнен перечень документов, составляющих основной пакет для собеседования в Консульстве. Также в Кодексе появился и новый термин: «неисчерпывающий перечень подтвердительных документов», под ним подразумеваются любые иные документы или справки, которые визовые офицеры могут потребовать от «ходатайствующего лица» в ходе рассмотрения его заявки;
- сформулированы новые требования к оформлению многократных виз (MULTI) для тех «ходатайствующих лиц», которые с постоянством совершают частные или деловые поездки, а также не были замечены в каких-либо правонарушениях или нарушениях визового режима во время предыдущих пребываний на территории стран Шенгена. Этот пункт Кодекса был принят, чтобы снять лишнюю нагрузку в части административной работы Консульства, и заодно поощрить законопослушных граждан, которые смогли бы получить право на беспрепятственное перемещение по странам Шенгена более легким способом. Напомним, что ранее, если срок действия многократной визы заканчивался за несколько дней до следующей запланированной поездки, то заявитель должен был вначале посетить Консульство для аннулирования старой визы, и лишь затем мог подавать документы на новую. Теперь же обладатели визы MULTI на срок от шести месяцев могут подавать ходатайство до ее истечения;
- даны четкие инструкции о предоставлении биометрических данных в рамках процедуры подачи документов на визу. Представители стран-участников Шенгенского соглашения уверены, что данный аспект является мощным средством в борьбе с набирающим силу международным терроризмом. Однако для нас эта перспектива пока туманна, посколькупроцедура сбора биометрических идентификаторов в Российской Федерации до сих пор не введена. В связи с этим обстоятельством,поле о биометрических данных в анкете нового образца до официального введения дактилоскопиив России пока не заполняется;
- стоимость визового сбора для граждан Российской Федерации, включая детей в возрасте от 6 до 12 лет, осталасьпрежней - 35 евро. Однако визовый сбор может взиматься как в евро, так и в валюте,которая обычно используетсяв стране, где подается ходатайство. Это означает, что если визовый сбор взимается в местной валюте (например, в рублях), то он адаптируется под текущий или ориентировочный обменный курс евро. На выходе может оказаться, что округляющиеся по-разному суммы за сборы, которые оглашают Консульства, не всегда абсолютно одинаковые;
- сбор за оказание визовых услуг Консульства не должен превышать половины размера визового сбора, независимо от возможных сокращений или освобождений от его уплаты. На сегодняшний день практика доказывает, что исключения из правил все же бывают;
- узаконены сроки принятиярешения по «ходатайству», которые, согласно ст.23 Визового кодекса ЕС, могут составить 15, а в особых случаях 30 календарных дней со дня его подачи. Однако поскольку между Российской Федерацией и Европейским сообществом действует Соглашение об упрощение выдачи виз, то рекомендованный срок принятия решения составляет 10 календарных дней. А если говорить по факту, то многие Консульства в настоящее время рассматривают «ходатайства» всего за 5 рабочих дней с момента подачи заявления;
- вопрос о визе для детей, вписанных в паспорт, является, пожалуй, самым серьезным нововведением данного Регламента. Если раньше ребенка можно было вписать в визу родителя (кстати, этот метод ранее уже практиковали некоторые Консульства, опасаясь нелегального вывоза детей), то теперь, согласност.29 Визового кодекса ЕС, для него подается отдельное заявление и оформляется отдельная виза, которая вклеивается в паспорт матери или отца;
- и, напоследок, основные положения ст.32 Визового кодекса ЕС станут значимыми для тех, кто случайно или заслуженно попал в так называемый «черный список Шенгена». Согласно им, теперь«ходатайствующее лицо» в случае получения отказа в визе сможет не только потребовать разъяснения от Консульства по принятому решению, но и его обжаловать. Информацию о том, как именно оформить и подать жалобу в соответствии с национальным законодательством страны, можно уточнить у визовых офицеров того Консульства, которое отказало вам в визе.